|
|
11. Экологические стратегии фирмы и их классификация. Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне. Она представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами. Стратегический менеджмент реализует задачу обеспечения долгосрочной конкурентоспособности фирмы посредством укрепления существующего и формирования нового" потенциала эффективности (имидж, компетенции, доля рынка и т. д.). Базисные стратегии фирмы направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, лидерство в скорости поставок и быстроте реагирования на изменение требований рынка. С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значительное расширение круга традиционных экономических и технических параметров, которые определяют потенциал ее успеха и которые необходимо учитывать при разработке ее стратегии. В части ООС форма реагирования на указанные выше изменения может быть двоякой: либо путем включения в стратегии фирмы экологических составляющих, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента. В первом случае производственные стратегические программы должны исследоваться на предмет их соответствия экологическим требованиям и в случае необходимости дополняться стратегическими целями по решению приоритетных для компании экологических проблем. Во втором случае компания может формировать и наращивать стратегический экологический потенциал (посредством эффективного экологического позиционирования) в качестве самостоятельной целевой установки. Однако в обоих случаях центральным пунктом должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, увеличение точек соприкосновения между экономическими и экологическими интересами предприятия, его стейк-холдеров и общества в целом. В зависимости от степени учета экологических требований и норм стратегии делятся на пассивные и активные. Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая политика фирмы и соответствующая ей стратегия заключаются в том, что противоречия между экономикой и ООС разрешаются на более глубоком уровне, природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персонала и т. д. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы. Именно на такой активной основе сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного и российского бизнеса. Степень приближения к требованиям активной экологической политики может быть оценена фирмой самостоятельно, (например, используя следующие рейтинговые критерии и их оценки. Классификация стратегий: инновационная, международная, антикризисная, стратегия-партнерства. |