11. Экологические стратегии фирмы и их классификация.

Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне. Она представ­ляет собой связующее звено между нормативной экологической поли­тикой и оперативными экологическими программами.

Стратегический менеджмент реализует задачу обеспечения долгосрочной конкурентоспособности фирмы посредством укрепления существующего и формирования нового" потенциала эффективности (имидж, компетенции, доля рынка и т. д.). Базисные стратегии фирмы направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, лидерство в скорости поставок и быстроте реагирования на изменение требований рынка. С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значитель­ное расширение круга традиционных экономических и технических па­раметров, которые определяют потенциал ее успеха и которые необхо­димо учитывать при разработке ее стратегии.

В части ООС форма реагирования на указанные выше изменения может быть двоякой: либо путем включения в стратегии фирмы эколо­гических составляющих, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента. В первом случае производственные стратегические программы должны исследо­ваться на предмет их соответствия экологическим требованиям и в слу­чае необходимости дополняться стратегическими целями по решению приоритетных для компании экологических проблем. Во втором случае компания может формировать и наращивать стратегический экологи­ческий потенциал (посредством эффективного экологического пози­ционирования) в качестве самостоятельной целевой установки. Одна­ко в обоих случаях центральным пунктом должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, уве­личение точек соприкосновения между экономическими и экологиче­скими интересами предприятия, его стейк-холдеров и общества в целом.

В зависимости от степени учета экологических требований и норм стратегии делятся на пассивные и активные. Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологиче­ских законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая поли­тика фирмы и соответствующая ей стратегия заключаются в том, что противоречия между экономикой и ООС разрешаются на более глубо­ком уровне, природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персона­ла и т. д. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы. Именно на такой активной ос­нове сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного и российского бизнеса. Степень приближения к требованиям активной экологической политики может быть оценена фирмой самостоятельно, (например, используя следующие рейтинговые критерии и их оценки.

Классификация стратегий: инновационная, международная, антикризисная, стратегия-партнерства.

Бесплатный хостинг uCoz