|
|
1.Методологические основы менеджмента. Особенности экологического менеджмента. Менеджмент – особый тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики, с другой стороны – это научная концепция, структуризация знаний. Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «manus» – «рука» и первоначально относилось к сфере управления животными. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями. Основные условия М.: Свобода предпринимательства, свобода рынка; Конкуренция, рыночная экономика; Профессионализация. М. это наука (т.к. есть объект и субъект) и искусство (т.к. это управление организациями и людьми). Объект М: организация-это группа людей (min 2 чел), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Отличие менеджера от предпринимателя: М- наемный работник, он способен внести организованность в неструктурируемую организацию; предприниматель- собственник средств производства, не желает подчиняться власти. Проблемы ЭМ: экономические, профессиональные (обучение, мотивация, лидерство, карьерный рост), информационные (развитие технологий, нужно обновлять), интернациональные, диверсификация (разнообразие деятельности)- обеспечивает гибкость предприятия. Содержание управления - в его функциях: планирование, организация, мотивация, контроль. Основные задачи М:
Целеполагание → определение ситуации( факторы внутр. и внеш. среды)→определение проблем→ решение проблем. Планирование →организация → мотивация →контроль → планирование. Основные подходы к управлению (все подходы должны исп-ся параллельно):
Экол. менеджмент – инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение собственных экологических целей, проектов, программ, разработанных на основе принципов экол. эффективности и экол. справедливости. ЭМ не обходим в условиях рынка. Отличия ЭМ от (экол. управления): более узкое понятие (более широкое), это управление социально-экон. системами в условиях рынка; осущ. экономическими субъектами (осущ. орг. гос. власти); внутренняя мотивирующая деят-ть (внешняя мотив. д-ть,); инициативная и добровольная деят-ть (обязательная); деят-ть зависит от личной заинтересованности в рез-х (осущ-ся в рамках должностных обязанностей и инструкций); результат преобладает над процессом (наоборот); активность, творческий подход (консервативность, формализованность); не возможна имитация (м.б.). Принципы: 1)упр-е должно реализовывать сильные стороны и сглаживать старые 2) упр-е глубоко связано с нац-ой культурой 3)необх. Создать в орг-ции такую систему, чтобы сотрудники объединились (формир. коллектива) 4) предоставление каждому работнику возм-ти для личного и карьерного роста 5) ответственность за каждое дело 6) каждый сотрудник должен иметь возможность оценить свой личный вклад в развитие компании 7)упр-е должно контролировать параметры: положение на рынке, инновационную активность, производ-ть труда, качество продукции и услуг, человеческие ресурсы, финансовое регулирование деят-ти 8) главный конечный рез-т деят-ти предприятия – удовлетворение потребностей потребителей. |