1.Методологические основы менеджмента. Особенности экологического менеджмента.

Менеджмент – особый тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики, с другой стороны – это научная концепция, структуризация знаний. Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «manus» – «рука» и первоначально относилось к сфере управления животными. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.

Основные условия М.: Свобода предпринимательства, свобода рынка; Конкуренция, рыночная экономика; Профессионализация.

М. это наука (т.к. есть объект и субъект) и искусство (т.к. это управление организациями и людьми).

Объект М: организация-это группа людей (min 2 чел), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.   

Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Отличие менеджера от предпринимателя: М- наемный работник, он способен внести организованность в неструктурируемую организацию; предприниматель- собственник средств производства, не желает подчиняться власти.

Проблемы ЭМ: экономические, профессиональные  (обучение, мотивация, лидерство, карьерный рост), информационные (развитие технологий, нужно обновлять),  интернациональные, диверсификация (разнообразие деятельности)- обеспечивает гибкость предприятия.

Содержание управления -  в его функциях: планирование, организация,  мотивация, контроль.

Основные задачи М:

  1.  Преобразование иформации, знаний, опыта, превращения их производительных сил
  2.  Отслеживание личности (воздействие на сотрудников компании, стимулирование труда)
  3.  Обеспечение благоприятной среды деятельности организации
  4. Наполнение новым содержанием и смыслом деятельности работников
  5. Обеспечение динамики, зарплаты и премий
  6. Социальная защита работников.

Целеполагание → определение ситуации( факторы внутр. и  внеш. среды)→определение проблем→ решение проблем.

Планирование →организация → мотивация →контроль → планирование.

Основные подходы к управлению (все подходы должны исп-ся параллельно):

  • Процессный - предложен Файолем. Каждая функция – это процесс (друг за другом)
  • Системный. Организация –это открытая система, совок-ть взаимосвязанных элементов.
  • Ситуационный: нет единственного лучшего метода упр-я, все зависит от ситуации.

Экол. менеджмент – инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение собственных экологических целей, проектов, программ, разработанных на основе принципов экол. эффективности и экол. справедливости. ЭМ не обходим в условиях рынка.

Отличия ЭМ от (экол. управления): более узкое понятие (более широкое), это управление социально-экон. системами в условиях рынка; осущ. экономическими субъектами (осущ. орг. гос. власти); внутренняя мотивирующая деят-ть (внешняя мотив.  д-ть,); инициативная и добровольная деят-ть (обязательная); деят-ть зависит от личной заинтересованности в рез-х (осущ-ся в рамках должностных обязанностей и инструкций); результат преобладает над процессом (наоборот); активность, творческий подход (консервативность, формализованность); не возможна имитация (м.б.).

Принципы:

1)упр-е должно реализовывать сильные стороны и сглаживать старые

2) упр-е глубоко связано с нац-ой культурой

3)необх. Создать в орг-ции такую систему, чтобы сотрудники объединились (формир. коллектива)

4) предоставление каждому работнику возм-ти для личного и карьерного роста

5) ответственность за каждое дело

6) каждый сотрудник должен иметь возможность оценить свой личный вклад в развитие компании

7)упр-е должно контролировать параметры: положение на рынке, инновационную активность, производ-ть труда, качество продукции и услуг, человеческие ресурсы, финансовое регулирование деят-ти

8) главный конечный рез-т деят-ти предприятия – удовлетворение потребностей потребителей.

Бесплатный хостинг uCoz