12. Базисные стратегии «зеленых» фирм.

Важным является вопрос о базисных экологических стратегиях, отве­чающих концепции устойчивого развития бизнеса. К их числу могут быть отнесены стратегии достаточ­ности, дематериализации, эко-эффективности, стратегии перехода к чистому производству, циркулярности, кооперирования и ряд дру­гих. С концептуаль­ной стороны их объединяет идея инноваций устойчивого развития . Именно инновации устойчивого развития (как и от­вечающие им стратегии), относясь по своему характеру к радикальным, несут потенциал прорывного эффекта в решении экологических проб­лем.

Вместе с тем, вырабатывая отношение к инновационным стратегиям устойчивого развития, предприятие должно дополнительно учитывать, что: 1) данные стратегии обладают существенным потенциалом укреп­ления конкурентоспособности компании, вооружая ее уникальными, особо ценными и трудными для воспроизведения (копирования) ком­петенциями (именуемыми в специальной литературе неосязаемыми активами), 2) их реализация, радикально изменяя не только производственно-технологические, но и организационно-экономические основы традиционного производства, включая появление новых рыночных сек­торов (как и закат старых), новых потребностей и способов их удовлет­ворения и т. д., сопряжена с высокой степенью неопределенности и рис­ка; 3) условием реализации инновационных стратегий устойчивого развития (как следует из п. 2) является включение в анализ возможной реакции не только со стороны прямых стейк-холдеров, но и стейк-хол­деров внешнего для предприятия круга; 4) высоким риском характе­ризуется не только реализация подобных стратегий, но и с учетом возрастания общественной озабоченности экологическими проблема-

 

Базисные стратегии, вытекающие из принципа устойчивого развития: 

  • стратегия достаточности — добровольное ограничение потребления и соответствующее изменение стиля жизни;
  • стратегия чистого производства, обеспечивающая ми­нимизацию негативного воздействия на окружающую при­родную среду отдельного предприятия путем радикального изменения технологии (чистое производство), номенкла­туры выпускаемой продукции и применяемого сырья и т. п.;
  • стратегия эко-эффективности — существенное увели­чение коэффициента использования сырьевых ресурсов и коэффициента полезного действия всех технологиче­ских процессов;1
  • стратегия циркулярности — минимизация отходов и со­кращение нагрузки на природу посредством формирова­ния между предприятиями своеобразных индустриаль­ных снабженческих цепей, реализующих кругооборот потоков сырья отходов, который поставлен в соответ­ствие с ассимилирующим потенциалом природы (экологич. Маркировки);
  • стратегия кооперирования — согласованное сокраще­ние отрицательного воздействия на состояние природной среды со стороны целой группы предприятий, коопериру­ющихся между собой в совместном решении экологиче­ских проблем, в ресурсосбережении и минимизации отходов.
  • Стратегия мотивации.
Бесплатный хостинг uCoz