|
|
12. Базисные стратегии «зеленых» фирм. Важным является вопрос о базисных экологических стратегиях, отвечающих концепции устойчивого развития бизнеса. К их числу могут быть отнесены стратегии достаточности, дематериализации, эко-эффективности, стратегии перехода к чистому производству, циркулярности, кооперирования и ряд других. С концептуальной стороны их объединяет идея инноваций устойчивого развития . Именно инновации устойчивого развития (как и отвечающие им стратегии), относясь по своему характеру к радикальным, несут потенциал прорывного эффекта в решении экологических проблем. Вместе с тем, вырабатывая отношение к инновационным стратегиям устойчивого развития, предприятие должно дополнительно учитывать, что: 1) данные стратегии обладают существенным потенциалом укрепления конкурентоспособности компании, вооружая ее уникальными, особо ценными и трудными для воспроизведения (копирования) компетенциями (именуемыми в специальной литературе неосязаемыми активами), 2) их реализация, радикально изменяя не только производственно-технологические, но и организационно-экономические основы традиционного производства, включая появление новых рыночных секторов (как и закат старых), новых потребностей и способов их удовлетворения и т. д., сопряжена с высокой степенью неопределенности и риска; 3) условием реализации инновационных стратегий устойчивого развития (как следует из п. 2) является включение в анализ возможной реакции не только со стороны прямых стейк-холдеров, но и стейк-холдеров внешнего для предприятия круга; 4) высоким риском характеризуется не только реализация подобных стратегий, но и с учетом возрастания общественной озабоченности экологическими проблема-
Базисные стратегии, вытекающие из принципа устойчивого развития:
|