|
|
30. Процессуальные теории мотивации в менеджменте Теория ожиданий В. Врум Теория ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности — не единственное необходимое условие мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться, что выбранный им вариант поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Таким образом, ожидания можно рассматривать как оценку личностью вероятности определенного события. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать, что их дополнительные усилия приведут к желаемым результатам. Согласно теории ожидания, если работники чувствуют, что нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация ослабевает. Вводит понятие мотивационная сила(функции, валентоность и ожидание) Валентоность –субъективная ценность результата-выражает степень привлекательности конкретной цели. Ожидание – субъективная осознаваемая вероятность достижение положительного результата. Теория постановки целей Э. Лок исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия. В общем виде модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек с учетом своего эмоционального состояния осознает и оценивает происходящие вокруг него события. На основе этого он определяет для себя цели, к которым намерен стремиться, выполняет определенную работу, достигает намеченного результата и получает от этого удовлетворение
Теория справедливости (равенства) Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости). Сравнение собственного вознаграждения с вознаграждением коллег носит субъективный характер, так как базируется на собственной неполной и неточной информации, а иногда и на слухах. Руководитель должен обеспечить справедливость и равенство, система должна быть прозрачной. Теория партисипативного управления Каждый сотрудник может принять участие в управлении компанией, принятийрешений данной компании. Система Rengi в японской компании, решение сначало формулирует руководитель преимущества преимущества:-более взвешенные решения -отсутствие размытия ответсвенности -уменьшается сопротивление изменениям Мотивация – одна из основных функций менеджмента. Эффективность деятельности организации определяется работой сотрудников, поэтому необходимо их правильно замотивировать. |